Плущевский Алексей Михайлович
Физический фактор социальной и культурной динамики народов
“История - это образ, при помощи которого воображение человека стремится почерпнуть понимание живого бытия мира по отношению к собственной жизни и таким способом придать ей углубленную действительность. Способен ли он справиться с этими образами и который из них больше властен над его бодрствующим сознанием - вот в чем основной вопрос всякого человеческого существования”. Освальд Шпенглер, “Закат Европы”. |
В настоящей статье нами предпринята попытка исследования механизма и степени влияния на социальную и культурную динамику народов такого физического фактора, как пассионарность. Понятие «пассионарность» было введено в научную практику Л.Н. Гумилёвым и использовано им для построения теории этногенеза [1]. Вместе с тем, общефизический смысл этого понятия, отражающего особенности энергетического обмена организма индивида с биосферой, позволяет использовать его в исследованиях, выходящих за рамки этнографии. Наличие определённых психологических эффектов, связанных с этим физическим фактором, позволяет использовать математический аппарат статистической термодинамики в моделировании процессов, которые традиционно считаются объектами гуманитарных наук. В данном случае нами будет исследован процесс последовательной смены культурно-исторических циклов, открытый известным социологом П.А. Сорокиным. [2]
По определению Л.Н. Гумилёва, пассионарность является частным проявлением того, что В.И. Вернадский назвал «биогеохимической энергией живого вещества биосферы». [3] Пассионарность, как энергетическая характеристика индивида, проявляется в способности к «целенаправленному сверхнапряжению». Как психологическая характеристика, пассионарность проявляется в стремлении к «иллюзорным» целям и способности к совершению действий, противоречащих инстинкту самосохранения. Но какие энергетические затраты считать «сверхнапряжением» и какие цели «иллюзорными»? Подробный ответ на этот и многие другие вопросы по поводу пассионарности можно найти в трудах Л.Н. Гумилёва, посвящённых этногенезу, а именно - в монографии «Этногенез и биосфера Земли». В начале настоящей статьи мы постараемся, как можно более кратко, изложить суть пассионарной теории этногенеза, дополнив точку зрения Л.Н. Гумилёва собственными соображениями.
Формирование жизненных целей индивидов – явление весьма сложное, но у всех без исключения живых существ есть в этом сложном явлении элементарная (базовая) составляющая – стремление к сохранению и воспроизводству жизни. Это стремление имеет форму инстинкта и может быть названо инстинктом жизни. [4] Реализация любой задачи, в том числе и такой, как самосохранение, требует от организма индивида совершения работы, которая и называется жизнедеятельностью. [5] С точки зрения термодинамики, живой организм является открытой системой, находящейся в контакте с тепловым резервуаром – биосферой. Работа, совершаемая такой системой, равна уменьшению её свободной энергии. [6] Именно эту свободную энергию, которую организмы абсорбируют из внешней среды и расходуют на жизнедеятельность, В.И. Вернадский назвал «биогеохимической энергией живого вещества биосферы». [7] По определению Л.Н. Гумилёва, пассионарность является остатком биогеохимической энергии после реализации индивидом элементарной жизненной цели, диктуемой инстинктом жизни. Поэтому пассионарность позволяет совершать работу по достижению целей, выходящих за рамки этого инстинкта. Такие цели Л.Н. Гумилёв назвал «иллюзорными», а способность к «излишней» работе, возникающую вследствие наличия остатка свободной энергии, – способностью к сверхнапряжению. Индивидов, не обладающих пассионарностью, Л.Н. Гумилёв назвал «гармоничными личностями» и «тихими обывателями, адаптированными к биоценозу ареала», индивидов, обладающих пассионарностью – «пассионариями», а индивидов, у которых пассионарность имеет отрицательное значение – «субпассионариями».
В таблице 1 нами представлена классификация пассионариев по Л.Н. Гумилёву, т.е. в соответствии с выделенными им семью наиболее типичными жизненными целями, которые он называл «качественными характеристиками пассионарности». Для пояснения особенностей каждого типа пассионариев мы добавили характеристики поведения в соответствии с четырьмя аспектами стандартософии М.Б. Плущевского [8] - целевым, технологическим, ресурсным и социальным (такая форма описания позволяет дать наиболее сжатую системную характеристику явления при минимально достаточной полноте охвата его свойств [9] ).
Таблица 1 | ||||
Качественная характеристика пассионарности по Л.Н.Гумилёву |
Характеристика в рамке стратегических аспектов стандартософии (по М.Б. Плущевскому) | |||
Целевой аспект |
Технологический аспект |
Ресурсный аспект |
Социальный аспект | |
Тихий обыватель, адаптированый к биоценозу ареала |
Сохранение и воспроизводство жизни |
Труд по необходимости, невосприимчивость к инновациям |
Минимальное, но достаточное для выполнения цели количество материальных ресурсов |
Строгое следование традиции, повторение стереотипа поведения предков |
Стремление к благосостаянию без риска для жизни |
Накопление материальных ценностей |
Активный труд как средство обогащения |
Максимум материальных ценностей, который достижим безопасным путём |
Культ семьи как средства создания, потребления, накопления и хранения (наследования) материальных ценностей |
Стремление к благосостоянию с риском для жизни |
Материальные ценности |
Авантюры, опасная работа |
Максимум материальных ценностей любой ценой |
Общество – арена борьбы за богатство |
Стремление к идеалу знания и творчества |
Творческий или научный результат |
Творчество и научная работа |
Минимальное, но достаточное для обеспечения творческого или познавательного процесса количество материальных ресурсов |
Требование понимания и позитивной оценки творческого результата |
Стремление к идеалу успеха |
Успех как самоцель |
Любая деятельность с перспективой успеха |
Атрибуты успеха: награды, звания, должности и т.д. |
Ценность людей определяется атрибутами успеха |
Стремление к идеалу победы |
Наслаждение от борьбы и преодоления трудностей |
Любая деятельность, связанная с преодолением внешних и внутренних трудностей |
Ощущение победы, власть |
Общество – объект борьбы и властвования |
Жертвенность |
Самопожертвование |
Аскетизм и служение |
Высшая ценность за пределами жизни |
Общество – объект служения |
Каким же образом энергия - пассионарность может влиять на психическое, т.е. информационное явление - формирование жизненной цели? Ответить на этот вопрос нам поможет представление о «первичных позывах» З. Фрейда. Первичные позывы Фрейд определил как «представители воздействий всех сил, рожденных в организме и перенесенных в психический аппарат» [10] . Согласно Фрейду, существует два вида первичных позывов - первичные позывы жизни и первичные позывы смерти. Реакция психического аппарата на их воздействие определяется «принципом наслаждения», или его «заторможенной» модификацией – «принципом реальности». Вот что пишет по этому поводу З. Фрейд: «первичные позывы жизни больше связаны с нашим внутренним восприятием, являясь нарушителями спокойствия и беспрестанно принося напряжения, изживание которых ощущается, как наслаждение, в то время как первичные позывы смерти совершают свою работу, по-видимому, незаметно. Принцип наслаждения служит, очевидно, как раз первичным позывам смерти; он, конечно, следит за раздражениями извне, которые обоими видами первичных позывов расцениваются как опасности; но особенно он на страже повышений раздражения изнутри, направленных на усложнение жизненной задачи». [11] На наш взгляд, в приведенной цитате дано образное описание отражения в человеческой психике двух процессов: процесса абсорбции организмом свободной энергии из внешней среды и процесса ее рассеивания при реализации жизнедеятельности.
Свободная энергия, увеличивая неравновесность организма, порождает в бессознательном «ОНО» первичные позывы жизни, которые пробиваются к сознательному «Я» и требуют усложнения жизненной задачи, т.е. повышения активности или усложнения структуры действий. «Первичные позывы смерти» отражают в бессознательной психике естественное стремление каждого отдельно взятого процесса в организме к физико-химическому равновесию – «покою неорганического мира».
Анализируя взаимодействие первичных позывов в человеческой психике, З. Фрейд пришел к следующему выводу: «доминирующей тенденцией психической жизни, а, может быть, и нервной жизни вообще, мы признали стремление к снижению, к поддержанию постоянного уровня, к уничтожению внутреннего напряжения, вызванного раздражениями ... - тенденцию, получающую свое выражение в принципе наслаждения…». [12] Таким образом, для «связывания и изживания в разрядке» первичного позыва жизни психика индивида должна сформировать линию поведения (последовательность действий), требующую такой работы, которая позволила бы, в конкретных условиях внешней среды, в кратчайшее время растратить свободную энергию организма. Отсюда следует вывод о том, что любые действия индивида, с точки зрения термодинамики, имеют вполне определённую цель – растрату свободной энергии его организма. Это относится даже к тем действиям, которые самим индивидом или его окружением оцениваются как совершенно бесцельные. На «неуклонное стремление» всех организмов биосферы к достижению минимума свободной энергии указывал и В.И. Вернадский. [13] Растрата свободной энергии является процессом, дополняющим противоположный процесс, – абсорбцию этой энергии из внешней среды. Совокупность этих процессов образует энергетический поток, благодаря которому и существует организм [14] как диссипативная структура [15] . Отсюда следует вывод о том, что абсолютно все действия индивида, в конечном итоге, преследуют одну цель – сохранение, воспроизводство и распространение жизни.
Но как в этом случае объяснить существование таких жизненных целей, как самопожертвование, победа, риск и подобных им? Существование таких жизненных целей объясняется эффектом пассионарности. Если количество свободной энергии организма достаточно велико для того, чтобы растратить её, используя линию поведения «тихого обывателя», то императив «построить дом, посадить дерево, вырастить ребёнка» кажется индивиду примитивным и малопривлекательным. Первичные позывы жизни, отражающие в психике необходимость растраты свободной энергии, побуждают к поиску сложных, а при большей интенсивности, опасных жизненных ситуаций, преодоление которых переживается как «упоение в бою». [16] Жизненные цели пассионариев внешне выглядят противоречащими самосохранению, но, с точки зрения термодинамики организма, являются следствием самосохранения. Поэтому, вероятно, Л.Н. Гумилёв и назвал такие цели иллюзорными.
Понятие «пассионарность» было введено Л.Н. Гумилёвым для объяснения процесса возникновения, развития и исчезновения народов – этносов и порождаемых ими культур. Под этносами Л.Н. Гумилёв подразумевал такие естественные коллективные формы общежития человека (как вида Homo Sapiens), для которых характерны:
1) противопоставление себя всем остальным,
2) мозаичность,
3) единообразный процесс развития от становления к превращению в реликт.
Процесс развития этноса состоит из нескольких последовательных фаз: подъёма, акматической, надлома, инерционной, обскурации, иногда – мемориальной. Каждая из этих фаз отличается господством определённого стереотипа поведения. Под стереотипом поведения понимается комплекс стандартов поведения членов этнической системы. В этом стереотипе находит своё отражение императив поведения. Императивом поведения Л.Н. Гумилёв называл идеальный принцип отношения этнического коллектива к индивиду. Взаимосвязь императивов поведения и фаз этногенеза по Л.Н. Гумилёву приведена в таблице 2. [17]
Таблица 2 | ||
Фазы этногенеза |
Господствующие императивы |
Фазовые переходы |
Исходное сочетание этносов и ландшафтов региона |
Разнообразны |
|
|
«Надо исправить мир, ибо он плох!» |
Пассионарный толчок: пусковой момент этногенеза |
Пассионарный подъём: инкубационный (скрытый) период |
|
|
|
|
Оформление этнической системы |
Пассионарный подъём: явный период |
«Будь тем, кем ты должен быть!» |
|
|
«Мы хотим быть великими!» |
Переход к акматической фазе |
Акматическая фаза |
«Будь самим собой!» |
|
|
«Мы устали от великих!» |
Переход к фазе надлома |
Надлом |
«Мы знаем, мы знаем, всё будет иначе!» |
|
|
«Дайте же жить, гады!» |
Переход к инерционной фазе |
Инерция |
«Будь таким, как я!» |
|
|
«С нас хватит!» |
Переход к фазе обскурации |
Обскурация |
«Будь таким как мы!» |
|
|
«День, да мой!» |
Переход к мемориальной фазе: возможная регенерация |
Мемориальная фаза |
«Помни, как было прекрасно!» |
|
|
«Будь сам собой доволен, тролль!» |
Переход к гомеостазу, реликт |
Гомеостаз |
Забвение, утрата императивов |
Возможно возвращение к вторичному сочетанию этносов и ландшавтов, исходному для нового этногенеза |
Известный социолог Питирим Александрович Сорокин считал феномен стереотипов и императивов поведения неотъемлемой частью любой социальной группы. «Нам всегда даны группы , а не отдельные люди, живущие раздельно друг от друга. Какую бы, однако, социальную группу мы ни взяли – будет ли это клан, или тотем, или фратрия, или род, или семья, или государство, или церковь – все эти группы, как надындивидуальные единства, представляют “замиренную ” среду, с определённой организацией, с определённым фиксированным шаблоном поведения, с определённым уставом должного, запрещённого и рекомендованного взаимодействия её членов. Ни в какой постоянной группе нет беспрерывной внутригрупповой войны всех против всех, а напротив, нормальным состоянием её является консенсус взаимного поведения её членов» [18] . «Замиренность среды» в социологии П.А. Сорокина является критерием устойчивости социальной группы. Это состояние определяется «правильностью психического взаимодействия», условием которого является «наличность одинакового проявления одинаковых психических переживаний различными членами группы». [19] В этнологии Л.Н. Гумилёва аналогичный критерий имеет название «комплиментарность» и определяется как чувство симпатии к «своим» и антипатии к «чужим».
Для того, чтобы упорядочить такой пестрый конгломерат терминов и понятий, воспользуемся теорией стандартософии М.Б. Плущевского, согласно которой состоятельность любой деятельности оценивается в рамке четырех групп аспектных стратегий: производственных, экологических, социальных и ресурсных. В отдельной статье [20] нами показано, что деление многообразия человеческой деятельности на такие четыре группы - не случайность. Оно является естественным следствием деления человеческого сознания на четыре функции, выявленные К.Г. Юнгом: мышление, интуицию, чувство и ощущение [21] . На рис.1 нами показана взаимосвязь групп аспектных стратегий стандартософии с аспектами человеческой деятельности (внутри эллипса) и функциями сознания (внутри прямоугольника).
Рис. 1 Взаимосвязь групп аспектных стратегий стандартософии, функций сознания и аспектов человеческой деятельности.
На Рис. 2 представлен результат исследования аспектов социально-значимого действия индивида методом теории стандартософии. Факторы, влияющие на социально-значимое действие индивида, разделены на стимулирующие факторы внутренней среды и ограничивающие факторы внешней среды. К стимулирующим факторам внутренней среды отнесены: энергопотенциал организма, т.е. количество его свободной энергии (свободную энергию системы в термодинамике часто называют потенциалом, например: потенциал Гиббса или Гельмгольца [22] ) и интеллект - способность к мышлению. К ограничивающим факторам внешней среды отнесены: природные условия, которые включают в себя все элементы естественной и искусственной среды (исключая людей) и социальные условия, которые определяются принадлежностью индивида к различным сообществам людей: семье, народу, социальной группе и пр. Энергопотенциал организма, как показано выше, являясь источником пассионарности, генерирует в бессознательной психике то, что З. Фрейд назвал первичным позывом жизни. Интуиция превращает этот позыв в осознанную, пусть весьма смутно, цель действия. Ощущение, воспринимая физические воздействия природных факторов внешней среды, предоставляет сознанию картину реальности и информацию о наличии ресурсов, которые определяют возможность действия. Мышление, сопоставляя цель и возможность действия и используя знания и навыки - продукт интеллекта, вырабатывает понимание стратегии и определяет, в ее рамках, смысл действия. Чувство, сопоставляя императив поведения социальной среды и понимание стратегии, на основе комплиментарности (симпатии или антипатии к социальному окружению) определяет значение действия - его нравственную и эстетическую оценку.
Рис. 2 Факторы, влияющие на социально-значимое действие индивида.
В пассионарной теории этногенеза Л.Н. Гумилев использовал четырехчастную классификацию индивидов («особей») «по пассионарно-аттрактивному признаку» [23] (Рис. 3).
Рис. 3. Классификация особей по пассионарно-аттрактивному принципу (по Л.Н. Гумилёву) Условные обозначения: 1 - обыватели, 2 - бродяги-солдаты; 3 - преступники; 4 - честолюбцы; 5 - деловые люди; 6 - авантюристы; 7 - ученые люди; 8 - творческие люди; 9 - пророки; 10 - нестяжатели; 11 - созерцатели: 12 - искусители.
Понятие «аттрактивность», введенное Л.Н. Гумилевым, обозначает сознательное стремление индивида к действиям, соответствующим морально-эстетическому идеалу. Это стремление является диалектической противоположностью «разумному эгоизму» - стремлению следовать продуманной стратегии без учета морально-эстетических ограничений. [24]
На основе этой классификации индивидов (рис. 3), с использованием классификации факторов, влияющих на их социально-значимые действия (рис. 2), и с учётом взаимосвязи функций сознания и аспектов человеческой деятельности (рис. 1), нами разработана классификация стилей поведения (рис. 4), которая позволит прояснить роль пассионарности в культурогенезе. Стиль поведения мы определяем как такую характеристику поведения, которая отражает отношение индивида к его материальному и социальному окружению. Стиль поведения является наиболее общей характеристикой поведения индивида, в отличие от стереотипа поведения, который определяет его реакцию на конкретные обстоятельства. Эта характеристика позволяет классифицировать индивидов вне зависимости от их этнической или социальной принадлежности.
Пассионарность, порождающая первичные позывы жизни при посредстве интуиции, побуждает индивида к преследованию иллюзорной жизненной цели, осознаваемой как «идея», и выступает как диалектическая противоположность самосохранению, которое ограничивает эти стремления, формируя при помощи ощущения картину объективной реальности - материю. Пара пассионарность - самосохранение образует на рис. 4 вертикаль пассионарности. Две пары диалектически противоположных психических побуждений: пассионарность – самосохранение и аттрактивность – рациональность, показаны на Рис. 4 в виде векторов, сумма которых определяет психологическую доминанту индивида (скрытую готовность к определённому действию [25] ). Эта доминанта определяет стиль поведения индивида.
Культурный стиль определяется преобладанием идеализма и коллективизма, волюнтаристический – идеализма и индивидуализма, цивилизованный – материализма и индивидуализма, фаталистический – материализма и коллективизма.
Понятия «идеализм» и «материализм» понимаются нами не как ответ на «основной вопрос философии», а как характеристика отношения индивида к окружающей его реальности (материи), а именно – неудовлетворённость или удовлетворённость этой реальностью и своим состоянием в ней. Для индивидов материалистического стиля неудовлетворённость реальностью возникает только в случае угрозы их безопасности. Можно сказать, что безопасность является главной и единственной идеей (осознаваемой жизненной целью) индивидов материалистического стиля. Для индивидов идеалистического стиля неудовлетворённость реальностью является постоянным и нормальным жизненным состоянием, поскольку преследуемые ими иллюзорные цели являются порождением пассионарности, которая, при посредстве первичных позывов жизни, постоянно нарушает их психическое равновесие.
Рис. 4 Классификация стилей поведения по пассионарно – аттрактивному признаку.
Даже такая примитивная иллюзорная цель, как обогащение (благосостояние без риска для жизни) в нашей трактовке является идеалистической, поскольку жадные (а именно такими являются пассионарии этого типа) никогда не бывают довольны достигнутым уровнем благосостояния. Причина вечной неудовлетворённости пассионариев кроется в особенности их внутреннего – «идеального» мира, а не внешнего – «материального». Именно поэтому мы называем стиль их поведения идеалистическим.
«Коллективизм» и «индивидуализм» понимаются нами как характеристики отношения индивида к социальному окружению. «Коллективист» стремится действовать комплиментарно социальному окружению, т.е. в соответствии с принятым в этом окружении морально – эстетическим идеалом, «индивидуалист» - прагматично, т.е. без учёта каких бы то ни было ограничений морально – эстетического характера.
Различие между коллективистскими стилями - культурным и фаталистическим - заключается в том, что индивид культурного стиля самостоятельно формирует свой морально–эстетический идеал и, по признаку соответствия ему, формирует свой круг общения, выделяя из окружения «ближних». Индивид фаталистического стиля стремится «вписаться» в любой коллектив, в котором бы он ни оказался «волею судьбы», достигая своей главной цели – безопасности.
Индивид волюнтаристического стиля вообще не принимает во внимание «человеческий фактор», а индивид цивилизованного стиля принимает его во внимание лишь в той степени, в которой пренебрежение этим фактором угрожает его безопасности, руководствуясь не уважением к окружающим, а страхом перед ними.
Предлагаемая схема классификации стилей поведения позволяет установить взаимосвязь между культурно–историческими концепциями Константина Леонтьева, Освальда Шпенглера, Питирима Сорокина и пассионарной теорией этногенеза Льва Гумилёва.
В культурно–исторической концепции Константина Леонтьева, которая была изложена им в статье «Византизм и славянство» [26] , действующими лицами истории являются государства. Иногда под государством подразумевается совокупность государств, которые на конкретном всемирно – историческом фоне выступают как единое целое, например – Западная Европа, государства античности. Срок исторической жизни любого государства, по Леонтьеву, не превышает 1200 лет. В течение исторической жизни государство, которое уподобляется живому организму высшего порядка, переживает три стадии: первичной простоты, цветущей сложности, вторичного «упростительного» смешения. [27]
В концепции Освальда Шпенглера («Закат Европы» [28] ) действующими лицами истории являются «живые существа высшего порядка», которые в ранней стадии своего существования называются культурами, а в поздней – цивилизациями. Срок жизни такого образования – около 1000 лет. В своём развитии культуры – цивилизации проходят четыре стадии: «весна», «лето», «осень», «зима». Цивилизация является вырожденным состоянием культуры, относящимся к культуре как мёртвое к живому. Существенным моментом в этой концепции является противопоставление людей – созерцателей, подчинённых исторической необходимости – «судьбе», и творцов истории - людей, которые «сами являются судьбой» для других. Первые преобладают в эпохи «заката» культур («осень», «зима»), вторые – в эпохи становления и расцвета («весна», «лето»).
Согласно концепции Питирима Сорокина [29] каждая культура проходит в своём развитии три последовательные стадии: идеациональную, или религиозную, идеалистическую и материалистическую. Полный цикл, состоящий из этих стадий, составляет около 1000 лет. Для каждой стадии характерно господство определённой идеи, выражающей представление о высшей ценности, достижению которой подчинён весь уклад общественной жизни. Для идеациональной стадии такой ценностью является Бог и его бытие. [30] Материальная жизнь рассматривается как временное состояние, необходимое для приготовления к единению с подлинным бытием – бытием Бога после смерти. Для материалистической стадии высшей ценностью является сама земная жизнь – её сохранение и воспроизводство. В рамках этой стадии культуры вообще отрицается существование иного, выходящего за рамки материального, т.е. воспринимаемого ощущением, бытия. [31] Религия воспринимается как нравственная традиция, способствующая стабильности и безопасности. Идеалистическая стадия развития культуры является промежуточной фазой при переходе от культуры идеациональной к культуре материалистической. Для этой стадии характерен поиск гармонии между ценностями религии и ценностями материального мира. [32]
В пассионарной теории этногенеза Льва Гумилёва действующими лицами истории являются народы – этносы или группы народов, возникающие в пределах определённого ландшафта, - суперэтносы. Срок исторически активной жизни этноса – не более 1200 лет. Если этнос доживает до состояния реликта, то срок его существования в таком «персистентном» состоянии ограничен только конкретными историко–географическими обстоятельствами и может быть бесконечным. Процесс развития этноса состоит из нескольких последовательных фаз (подъёма, акматической, надлома, инерционной, обскурации, иногда – мемориальной), каждая из которых отличается господством определённого стереотипа поведения, в котором находит своё отражение императив поведения.
Существенным отличием концепции Л.Н. Гумилёва от концепций К. Леонтьева, О. Шпенглера и П. Сорокина является именно то, что действующими лицами истории являются не некие метафизические образования, а живые люди, объединённые в естественные коллективы – этносы. Источником работы, необходимой для образования такого объединения, его усложнения, формирования упорядоченных государственных и производственных структур, создания произведений искусства и выработки морально – эстетических норм, освоения и преобразования ландшафтов, т.е. всего того, что и определяет феномен культуры или цивилизации, является биогеохимическая энергия живого вещества биосферы, а именно - та её часть, которая названа Л.Н. Гумилёвым пассионарностью.
Общим в этих концепциях является констатация того факта, что в начале развития каждого культурно – исторического феномена ему свойственна тенденция к усложнению, внутреннему многообразию и напряжённости, нематериальности цели, крайней степенью которой является религиозность, преобладанию «людей действия» над «созерцателями». В конце развития такого феномена наблюдается переход к упрощению структуры, снижению внутренней напряжённости, материализация целей – культ безопасности, пассивность и нежелание обывателя принимать участие в судьбе собственного народа. Рис. 4 поясняет, каким образом такая историческая динамика связана с пассионарностью. Возрастание пассионарности в начальной стадии развития этноса порождает преобладание культурного и волюнтаристического стилей поведения, а её снижение приводит к преобладанию стилей цивилизованного и фаталистического.
С этого момента мы прекратим «отдание чести классицизму» [33] и, в полном соответствии с духом господствующей в настоящий момент материалистической эпохи, от психологического и культурно–социологического аспектов пассионарной теории этногенеза перейдём к рассмотрению физико-математической модели процесса.
Одним из затруднений на пути построения математической модели на основе пассионарной теории могла бы стать проблема измерения пассионарности. Так, например, в недавно изданной брошюре «Синергетика и прогнозы будущего» [34] в статье «Возможна ли теоретическая история?» высказано следующее: «В свое время Л.Н. Гумилевым была введена и блестяще использована для исторического анализа концепция пассионарности. Эта концепция представляется глубокой и содержательной, однако ее использование в математическом моделировании требует ответа на вопрос, каким образом пассионарность, хотя бы в принципе, может быть измерена. Получение этого ответа и требует совместной работы историков, психологов, социологов и специалистов по моделированию». Однако это затруднение было успешно преодолено ещё самим Л.Н. Гумилёвым при построении «кривой пассионарности». Преодоление это стало возможно благодаря утверждаемому синергетикой принципу взаимосвязи сложности структуры системы с неравновесностью условий её существования. [35]
С точки зрения синергетики, этнос является диссипативной структурой, т.е. системой, существующей за счёт энергетических затрат входящих в него индивидов. Сложность, устойчивость и упорядоченность этой структуры, которые определяются количеством структурных единиц (субэтносов), прочностью связей между ними и наличием единого стереотипа поведения, - находятся в зависимости от степени термодинамической неравновесности условий, в которых в данный конкретный момент времени существует этнос. Источником неравновесности является жизнедеятельность членов этноса в термодинамическом понимании этого термина, а именно - та часть жизнедеятельности, которая реализуется за счёт пассионарности. Исходя из аналогичных соображений, Л.Н. Гумилёв выбрал в качестве характеристики неравновесности величину, которую назвал «пассионарное напряжение». Пассионарное напряжение – количество имеющейся в этнической системе пассионарности, делённое на количество персон, составляющих эту систему.
(1)
где:
P m
– пассионарное напряжение,
N - общее количество членов
этнического коллектива,
Pj - пассионарность индивида –
члена этноса.
j – индекс от 1 до N
Таким образом, сложность этнической системы, фаза этногенеза, доминирование в этносе определённого типа пассионариев имеют общий критерий – пассионарное напряжение P m . Это означает, что характер изменения величины P m с течением времени может быть выявлен путём подсчёта структурных единиц, входящих в этнос в различные моменты его существования. Примерно так рассуждал и Л.Н. Гумилёв. Проделав такую работу для 40 случаев этногенеза, он построил обобщённую зависимость P m от времени. Этот график (Рис. 5) был назван – «кривая пассионарности». Сам процесс резкого возрастания пассионарного напряжения с последующим его медленным снижением Л.Н. Гумилёв назвал большой флуктуацией биогеохимической энергии живого вещества биосферы, а начало этого процесса - «пассионарным толчком».
Фактически за единицу измерения было принято такое изменение пассионарного напряжения этнической системы, при котором изменялось на единицу количество входящих в нее структурных единиц - субэтносов. Поскольку пассионарность, по определению, является энергией, то величина пассионарного напряжения должна измеряться в Джоулях или килокалориях. Но вопрос о количестве килокалорий или Джоулей пассионарного напряжения, необходимого этнической системе для включения в нее нового элемента, представляется нам второстепенным. Для построения качественной математической модели вполне достаточно условных единиц шкалы P на графике Л.Н. Гумилёва (рис. 5). Сопоставляя эту шкалу с градацией пассионарных типов (рис. 5) можно установить границы пассионарности каждого типа в таких условных единицах (Таблица 3). При этом в качестве границы перехода от одного типа к другому принимается середина разделяющего эти типы интервала по упомянутой шкале.
Используя язык физики, состояние пассионария, соответствующее определённой качественной характеристике по таблице 3, можно назвать квантовым пассионарным состоянием, а число i – квантовым числом пассионарности.
Рис. 5 Изменение пассионарного напряжения этнической системы.
Таблица 3 | |||
i |
Качественная характеристика пассионарности (квантовое состояние) |
Пассионарность P | |
Нижняя граница P l |
Вержняя граница P h | ||
7 |
Жертвенность |
18 |
24,5 |
6 |
Стремление к идеалу победы |
12,5 |
18 |
5 |
Стремление к идеалу успеха |
8 |
12,5 |
4 |
Стремление к идеалу знания и творчества |
4,5 |
8 |
3 |
Поиск удачи с риском для жизни |
2 |
4,5 |
2 |
Стремление к благоустройству без риска для жизни |
0,5 |
2 |
1 |
Тихий обыватель, адаптированный к биоценозу ареала |
0 |
0,5 |
*) |
Неспособность регулировать вожделения (субпассионарный) |
*) |
*) |
*) |
Неспособность удовлетворять вожделения (субпассионарный) |
*) |
*) |
*) При построении модели мы исключим из рассмотрения субпассионарные типы, поскольку их влияние на этническую систему имеет деструктивный характер и может быть отнесено к прочим факторам внешней среды, рассеивающим энергию этнической системы. |
Теперь представим себе, что мы имеем прибор, который позволяет измерить пассионарность каждого j -го индивида в этносе Pj . Тогда, единовременно измерив пассионарность всех индивидов этнического коллектива, и сгруппировав подобные члены в выражении (1) мы могли бы вычислить пассионарное напряжение этнической системы по формуле:
(2)
где:
P m
– пассионарное напряжение,
N - общее количество членов
этнического коллектива,
P j - пассионарность j -го
индивида,
N j - количество индивидов с пассионарностью
P j .
Выражение (2) можно переписать в виде:
(3)
- количественная доля пассионариев j-го типа в общем числе членов этнического коллектива.
Величину W j можно также назвать концентрацией пассионариев j-го типа или вероятностью обнаружения пассионария j-го типа в этнической системе, если предположить, что пассионарии различных типов распределены в ней наиболее случайным образом. Величина Pm, таким образом, является математическим ожиданием P .
Теория вероятности позволяет нам вычислить величину W для любого из перечисленных в таблице 3 квантовых состояний пассионарности, соответствующих квантовому числу i по формуле:
(4)
где j ( P ) - функция, называемая плотностью вероятности .
Таким образом, зная функцию j( P ),мы можем полностью избавиться от необходимости измерения пассионарности гипотетическим прибором, наличие которого предполагалось ранее, и количественно оценить доли индивидов различных пассионарных типов в этнической системе расчётным путём.
Для определения функции j( P ) необходимо обоснованное предположение о характере распределения величины P . Пассионарность, по определению, является свободной энергией организма (вернее – частью этой энергии), находящегося в контакте с внешней средой - биосферой. В термодинамике, при рассмотрении аналогичных систем (систем в контакте с тепловым резервуаром), используется понятие «свободная энергия Гиббса», или «потенциал Гиббса» [36] , или, в некоторых условиях, «потенциал Гельмгольца». [37] Условием равновесия таких систем считается минимум свободной энергии, а под равновесием понимается состояние, реализуемое с максимальной вероятностью, причем: «вероятность любого состояния является экспоненциально уменьшающейся функцией его энергии». [38] Таким образом, если пассионарность является частью свободной энергии открытой системы - организма, находящейся в контакте с тепловым резервуаром - биосферой, то вероятность обнаружения индивида с пассионарностью P тем выше, чем меньше значение Р , причем принцип этот должен соблюдаться вне зависимости от математического ожидания Pm . В нашем случае искомая функция j( P ) должна иметь максимум при P=Pmin =0, а ее убывание с возрастанием Р должно иметь экспоненциальный характер. Эти соображения позволяют выбрать в качестве j( P ) функцию, описывающую экспоненциальное распределение [39]
(5)
где l - параметр распределения, связанный с математическим ожиданием P m соотношением [40]
(6)
Константа С в выражении (4) определяется из условия нормировки:
(7)
Решением уравнения (7) с учетом (5) и (6) находим:
(8)
Подставляя (5), (6) и (8) в (4) получаем выражение для расчета вероятности W i
(9)
Используя формулу Ньютона - Лейбница получаем:
(10)
Учитывая, что величина пассионарного напряжения P m изменяется с течением времени, можно проследить изменение во времени величины W i для каждого i -го квантового состояния (типа) пассионариев. Графики этих зависимостей представлены на рис. 6.
Рис.6 Изменение количественных долей пассионариев различных типов в течение этногенеза.
Для того, чтобы в полной мере оценить социальную роль пассионариев различных типов, необходимо принять во внимание тот факт, что различные типы пассионариев обладают разным энергопотенциалом (пассионарностью), и как следствие, различной способностью совершать работу.
Анализируя феномен стереотипа поведения социальной группы, П. Сорокин пришёл к выводу о том, что этот стереотип (шаблон) поведения в значительной мере соответствует стереотипу наиболее влиятельных социальных слоёв, входящих в эту группу. В нашем исследовании мы исходим из предположения о том, что степень влияния на стереотип поведения социальной группы со стороны отдельного индивида или группы индивидов определяется долей их пассионарной работы в общей пассионарной работе социальной группы. Количественно максимальная величина такой работы индивида равна его пассионарности. Следовательно, доля работы i -го типа пассионариев в общей пассионарной работе этноса c i может быть оценена следующим образом:
(11)
где:
PS i – суммарная пассионарность i -го
типа,
PS - суммарная
пассионарность этноса.
Для вычисления c i по формуле (11) необходимо знать количество пассионариев, входящих в i -ую группу, полное количество членов этнической системы и пассионарность каждого из них. Получение таких данных практически невозможно, но статистические методы физики и математики позволяют нам решить задачу вычисления c i иначе.
Используя функцию плотности вероятности j ( P ), можно вычислить среднее значение пассионарности Pmi i -ой группы пассионариев:
(12)
Зная Pmi можно вычислить c i как отношение Pmi к сумме значений Pmi, вычисленных для всех групп
(13)
Используя выражение (5) и таблицу интегралов несложно получить выражение для первообразной подынтегральной функции в выражении (12):
(14)
Теперь, используя формулу Ньютона – Лейбница, получаем выражение для c i :
(15)
Используя выражения (15), (14), (6) и (8), несложно построить зависимости c i от времени, аналогично тому, как это было сделано для Wi . Результат этого построения показан на Рис. 7.
Рис. 7 Изменение долей работы различных типов пассионариев в общей пассионарной работе этноса с течением времени.
На Рис. 7 нами выделены 6 точек, соответствующих наиболее интересным моментам этногенеза с точки зрения социальной и культурной динамики.
Точка 1 соответствует моменту завершения фазы подъёма и началу акматической фазы этногенеза. На рис. 8 показаны соотношения между величинами W i и c i для этой точки. Эти соотношения мы будем называть структурой пассионарности.
Рис. 8 Структура пассионарности в начале акматической фазы этногенеза
Гистограмма на рис. 8 показывает, что наиболее влиятельными пассионарными группами в этносе, в момент перехода от фазы подъёма к акматической фазе, являются пассионарии типа 7 («жертвенность») и типа 6 («стремление к идеалу победы»). Пассионарии типа 5 («стремление к идеалу успеха») тоже весьма влиятельны и, при этом, достаточно многочисленны. Такая структурная картина пассионарности этноса порождает общество религиозно-аристократического типа. Активность пассионариев типа 7 способствует становлению и укреплению религиозных институтов, поскольку религиозный аскетизм является для них наиболее привлекательным стилем поведения. Пассионарии типа 6 пополняют ряды аристократии, которая всегда изначально возникает как сословие воинов. Пассионарии типа 5 реализуют свои честолюбивые стремления на государственной службе.
Характер кривых на рис. 7 показывает, что такая структура пассионарности существует без значительных изменений в течение примерно трёх столетий. Колебание кривой i =7 приводит к периодическому противостоянию духовенства и аристократии, но принципиальных изменений структура пассионарности не претерпевает. Благодаря явлению социальной мобильности, которое описал П. Сорокин, в таком обществе каждый индивид, вне зависимости от того, в каком социальном слое он родился, имеет возможность изменить свой социальный статус в соответствии со степенью пассионарности, которой он обладает. Структура пассионарности акматической фазы этногенеза является естественным основанием для формирования сословной структуры общества.
Положение дел начинает меняться в момент, соответствующий точке 2 (Рис. 9). Точка 2 соответствует началу фазы надлома. Ведущая роль в этносе начинает переходить к менее пассионарным типам индивидов. Стремления к знанию и творчеству (тип 4), успеху (тип 5) и победам (тип 6) значительно преобладают над жертвенностью (тип 7). В этих условиях религиозное влияние в культуре значительно уступает влиянию светскому. Начинается переход к идеалистической фазе культуры (по П. Сорокину).
Рис. 9 Структура пассионарности в начале фазы надлома.
Кульминации этот процесс достигает в точке 3 (Рис. 10). Такие эпохи принято называть «возрождением». Для этих эпох характерен небывалый интерес к наукам и искусствам, которые становятся вполне светскими, к эстетическим и моральным нормам других культур, что обусловлено господством пассионариев типа 4. Одновременно происходят ломка социальных структур, которая сопровождается весьма кровавыми и драматическими эксцессами и территориальная экспансия, которые обусловлены влиянием пассионариев типа 3 и 5.
Рис. 10 Структура пассионарности в середине фазы надлома.
Наибольшей интенсивности борьба буржуазии с традиционными, т.е. сословно–религиозными формами организации общества достигает в конце фазы надлома, обозначенном на рис. 7 точкой 4. Структура пассионарности для этого момента показана на рис. 11.
Рис. 11 Структура пассионарности в конце фазы надлома.
Пассионарии типа 2 и 3 добиваются окончательного слома традиционной структуры общества, сформированной ранее пассионариями типов 5, 6 и 7. Вместе с тем, в революционных движениях этой эпохи присутствует немалая доля идеализма (в нашем понимании этого термина). Социальная жизнь этой эпохи колеблется между двумя полюсами – демократической анархией и авторитарной тиранией. Интерес к естественным наукам постепенно вытесняет интерес к наукам гуманитарным. Ремесло начинает вытеснять искусство. Материальные элементы постепенно занимают всё более значимое положение в культуре.
Окончательное господство материалистической культуры наступает в период перехода от фазы надлома к фазе инерции, что соответствует точке 6 на Рис. 7. Структура пассионарности для этого периода показана на рис. 12
Рис. 12 Структура пассионарности в момент перехода от фазы надлома к инерционной фазе.
Буржуазии больших городов (пассионарный тип 2) принадлежит в эти эпохи вся полнота политического и культурного влияния. Значительная роль принадлежит и криминалу (тип 3). Колониализм политический постепенно уступает место колониализму экономическому. Экономика из вспомогательной дисциплины становится идеологией и мерилом всех вещей.
Завершение культурно-исторической жизни этноса происходит в момент, обозначенный на рис. 7 точкой 6. Структура пассионарности в этой точке предельно проста. Она показана на Рис. 13.
Рис. 13 Структура пассионарности в момент перехода к гомеостазу.
Роль пассионарных индивидов в такую эпоху ничтожно мала. Только уникальные культурно-исторические и географические условия позволяют этносу существовать в таком состоянии. При отсутствии таких условий происходит этническая дивергенция, и от великого некогда народа остаются только имя (в лучшем случае) и «осколки цивилизации», подбираемые и усваиваемые другими – «молодыми» народами.
Построенная нами модель не даёт принципиально иного видения исторического процесса, по отношению к тому, которое было изложено Л.Н. Гумилёвым. Вместе с тем, перейдя от рассмотрения динамики средней пассионарности этноса к рассмотрению динамики структуры его пассионарности, мы получаем замечательный инструмент для исследования сопутствующих этногенезу социальных и культурных явлений. Попробуем практически применить этот инструмент для объяснения феномена последовательной смены культурно-исторических циклов.
Социокультурная динамика Питирима Александровича Сорокина, так же, как и пассионарная теория этногенеза Льва Николаевича Гумилёва, является эмпирическим обобщением, т.е. попыткой систематизации наблюдаемых фактов. О каких именно фактах идёт речь?
Первый наблюдаемый в области культурной динамики факт – изменение характера и стиля произведений искусства. По мнению П. Сорокина, произведения искусства «являются наиболее чувствительным зеркалом, отражающим общество и культуру, составной частью которых они являются». [41]
На рис. 14 изображены кривые, отражающие изменение соотношения долей произведений искусства религиозного и светского характера в европейской культуре за период с X по XX век. Эти кривые построены по данным, приведённым в книге П. Сорокина «Кризис нашего времени». [42] На рис. 15 изображена гистограмма, показывающая результат расчёта корреляции этих кривых с кривыми долей пассионарной работы c i (рис. 7). Из этой гистограммы видно, что динамика долей произведений искусства религиозного характера имеет положительную корреляцию с динамикой долей пассионарной работы для пассионарных типов i = 3…7, причём величина корреляции возрастает с увеличением пассионарности. Динамика долей произведений искусства светского характера имеет положительную корреляцию с динамикой долей пассионарной работы для пассионарных типов i = 1 и 2, а величина корреляции возрастает с уменьшением пассионарности.
Рис. 14 Изменение долей произведений искусства религиозного и светского характера в европейской культуре за период с X по XX век.
Рис. 15 Корреляция динамики долей произведений искусства светского и религиозного характера с динамикой долей пассионарной работы c i .
На рис. 16 изображены кривые, отражающие изменение долей произведений искусства идеационального и визуального (чувственного) стилей в европейской культуре за тот же период. [43] На рис. 17 изображена гистограмма, показывающая результат расчёта корреляции этих кривых с кривыми долей пассионарной работы c i (рис. 6).
Рис. 16 Изменение долей произведений искусства идеационального и визуального стилей в европейской культуре за период с X по XX век.
Рис. 17 Корреляция динамики долей произведений искусства визуального и идеационального стилей с динамикой долей пассионарной работы c i .
Вид этой гистограммы практически не отличается от вида гистограммы на рис. 14. Динамика долей произведений искусства идеационального стиля имеет положительную корреляцию с динамикой долей пассионарной работы для пассионарных типов i = 4…7, величина корреляции возрастает с увеличением пассионарности. Динамика долей произведений искусства визуального стиля имеет положительную корреляцию с динамикой долей пассионарной работы для пассионарных типов i = 1…3, величина корреляции возрастает с уменьшением пассионарности.
Второй наблюдаемый в области культурной динамики факт – изменение соотношения сторонников абсолютной (идеациональной и частично идеалистической) и относительной чувственной (гедонизма, утилитаризма, эвдемонизма) этики счастья среди ведущих этических течений (рис. 18) и изменение соотношения сторонников абсолютных и релятивистских ценностей (этических, интеллектуальных и эстетических) среди выдающихся мыслителей Европы (рис. 20) в течение рассматриваемого нами периода (X … XX века). [44] На рис. 19 изображена гистограмма, показывающая корреляцию динамики соотношения сторонников чувственной и идеациональной этики с динамикой долей пассионарной работы c i (рис. 7). На рис. 21 изображена аналогичная гистограмма для сторонников абсолютных и релятивистских ценностей. Вид этих гистограмм практически не отличается от аналогичных, построенных для характера и стиля произведений искусства. Это свидетельствует о том факте, что доминирование в обществе высокопассионарных типов (4, 5, 6, 7), критерием которого являются значения величины c i , способствует формированию культуры идеационального (религиозно - аристократического) типа, а доминирование низкопассионарных (1, 2, 3) – культуры материалистического (буржуазно-демократического) типа. Высокие значения соответствующих корреляций подтверждают сделанные ранее предположения относительно влияния фактора пассионарности на социальную и культурную динамику народов.
Рис. 18 Изменение соотношения сторонников идеациональной и чувственной этики среди ведущих этических течений в европейской культуре за период с X по XX век.
Рис.19 Корреляция динамики соотношения сторонников чувственной и идеациональной этики с динамикой долей пассионарной работы c i .
Рис. 20 Изменение соотношения сторонников абсолютных и релятивистских ценностей среди выдающихся мыслителей в европейской культуре за период с X по XX век.
Рис. 21 Корреляция динамики соотношения сторонников абсолютных и релятивистских ценностей с динамикой долей пассионарной работы c i .
Период с X по XX век выбран нами для исследования культурной динамики Европы не случайно. Как Константин Леонтьев, так и Освальд Шпенглер считали, что рубеж IX и X веков следует считать начальной точкой развития современной европейской культуры. Лев Николаевич Гумилёв считал этот момент началом этногенеза современного европейского суперэтноса, а началом этногенеза современного русского суперэтноса – рубеж XII и XIII веков.
В настоящее время автор не располагает достаточным количеством обобщённых статистических данных для анализа истории культуры России, аналогичного тому, который был сделан П.А. Сорокиным для истории культуры Европы. Но беглый взгляд на нашу культурную историю в период с XIII по XX век не даёт нам принципиально иной картины, относительно той, которая наблюдается для культурной истории Европы, Византии или «исламского полумесяца». Подробное сопоставление и констатация идентичности этапов развития европейской, арабской, античной, древнеегипетской и индийской культур были выполнены Освальдом Шпенглером. Культура России, видимо, не составляет исключения из общего правила. Действительно, религиозная культура России XIII – XVI веков вытесняется идеалистической культурой XVII – XIX веков, которая вырождается в материалистическую культуру XX века, что находит своё отражение в драматической ломке всего традиционного уклада жизни.
В нашей статье мы выдвинули ряд интуитивных гипотетических предположений, таких как: предположение относительно роли пассионарности в совершении индивидом социально-значимого действия (рис.2), предположение относительно влияния пассионарности на стиль поведения индивида (рис. 4), предположение относительно экспоненциального характера распределения пассионариев в этносе (выражение 5), предположение относительно критерия социальной влиятельности пассионарных групп (величина c i ). В подтверждении этих предположений заключался целевой аспект нашей работы. Используя аппарат математической статистики, понятия статистической термодинамики пассионарной теории этногенеза и теории стандартософии, мы построили умозрительную математическую модель, которая, тем не менее, имеет вполне конкретный физический смысл. Сопоставив результаты вычислений с фактическим статистическим материалом, мы проверили адекватность модели наблюдаемой реальности. В этом заключались технологический и ресурсный аспекты нашей работы. И, наконец, сам факт написания этой статьи является социальным аспектом, который превращает наш труд в реальное социально-значимое действие, позволяя заинтересованному читателю ознакомиться с тем образом истории, при помощи которого мы пытаемся понять «живое бытие мира».
[1] Л.Н. Гумилев, "Этногенез и биосфера Земли", М, 1993. В дальнейшем, при изложении положений пассионарной теории мы не будем давать ссылки по тексту, имея в виду именно эту работу.
[2] П.А. Сорокин, "Человек, цивилизация, общество", М., Политиздат, 1992
[3] В.И.Вернадский, "Научная мысль как планетное явление.", Москва, "Наука", 1991, с. 126
[4] А.Л. Чижевский, "Космический пульс жизни", Москва, "Мысль", 1995, с. 631
[5] А.П. Назаретян, "Историческая эволюция морали: прогресс или регресс?", Москва, "Вопросы философии", № 3 1992, с. 85
[6] Б. Лавенда, «Статистическая физика», М., «Мир», 1999, с. 61
[7] В.И.Вернадский, "Научная мысль как планетное явление.", Москва, "Наука", 1991, с. 126
[8] Ю.С. Карабасов, В.М. Чижикова, М.Б. Плущевский, "Экология и управление термины и определения", МИСИС, Москва, 2001, с. 191
[9] А.М. Плущевский «Экологический императив и психологические основы стандартософии» // http://ampsoftware.narod.ru/ssofia.htm
[10] З. Фрейд, "По ту сторону принципа наслаждения", Избранное. - Книга 1. - М.: "Московский рабочий". 1990, с. 132
[11] Там же, с. 159
[12] Там же, с. 152
[13] В.И.Вернадский, "Научная мысль как планетное явление.", Москва, "Наука", 1991, с. 127
[14] Там же, с.128
[15] И. Пригожин, И. Стенгерс, "Порядок из хаоса. Новый диалог человека с природой.", М. Эдиториал УРСС, 2000, с. 144
[16]
Фраза из трагедии А.С. Пушкина «Пир во время чумы». В этом произведении есть
весьма показательная, с точки зрения психологии пассионариев, строфа:
Всё,
всё, что гибелью грозит,
Для сердца смертного таит
Неизъяснимы
наслажденья –
Бессмертья, может быть, залог!
И счастлив тот, кто средь
волненья
Их обретать и ведать мог.
[17] Л.Н. Гумилев, "Этногенез и биосфера Земли", М, 1993, с. 491
[18] П.А. Сорокин, "Человек, цивилизация, общество", М., Политиздат, 1992, с. 142
[19] Там же, с. 50
[20] А.М. Плущевский "Экологический императив и психологические основы стандартософии" // http://ampsoftware.narod.ru/ssofia.htm
[21] К.Юнг, "Психологические типы", С-Петербург "Ювента", Москва "Прогресс-Универс", 1995, с. 617
[22] Б. Лавенда, "Статистическая физика", М., "Мир", 1999, с. 64
[23] Л.Н. Гумилев, "Этногенез и биосфера Земли", М, 1993, с. 329
[24] Результат такой борьбы «разума» и «сердца» определяется, вероятно, различной степенью развития («рациональных» по К.Г. Юнгу) функций «мышление» и «чувство».
[25] Большой энциклопедический словарь, Москва "Советская энциклопедия", С-Петербург фонд "Ленинградская галерея", 1993
[26] К. Н. Леонтьев, "Записки отшельника", М.: Русская книга, 1992, с. 19
[27] Там же, с. 116
[28] Шпенглер Освальд. "Закат Европы" Том 2., ООО "Попури", Минск 1999
[29] П.А. Сорокин, "Человек, цивилизация, общество", М., Политиздат, 1992, с. 427
[30] Там же, с. 429
[31] Там же, с.430
[32] Там же, с.431
[33]
Я классицизму отдал честь:
Хоть поздно, а вступленье есть.
А.С.
Пушкин («Евгений Онегин»)
[34] С.П. Капица, С.П. Курдюмов, Г.Г. Малинецкий, "Синергетика и прогнозы будущего", "Эдиториал УРСС", Москва, 2001
[35] И. Пригожин, И. Стенгерс, "Порядок из хаоса. Новый диалог человека с природой.", М. Эдиториал УРСС, 2000, с. 252
[36] Ф. Рейф, «Статистическая физика», М., "Наука", 1977, с. 272
[37] Б. Лавенда, "Статистическая физика", М., "Мир", 1999, с. 64
[38] Там же, с.22, 34
[39] И.Н. Бронштейн, К.А. Семендяев, Справочник по математике, М., "Наука", 1986, с. 446
[40] Там же, с. 448
[41] П.А. Сорокин, "Человек, цивилизация, общество", М., Политиздат, 1992, с. 435
[42] Там же, с. 444
[43] Там же, с. 446
[44] П.А. Сорокин, "Человек, цивилизация, общество", М., Политиздат, 1992, с. 492, 493