секция "Праксис экологической психологии" к секции >>
С.О. Новиков
ФСК-коллегиат 2 курса Российско-Германского колледжа МНЭПУ
Современное телевидение имеет большое значение в жизни подрастающего поколения. Это не только и не столько средство развлечения, отдыха, получения знаний, это и некая призма, через которую преломляются общественные и личные жизненные позиции, вкусы и взгляды. Такие особенности телевидения как наглядность, образность помогают каждому осмыслить свое место в мире, узнать сам мир. Все чаще телевидение становится проводником, зеркалом природы, особенно для молодежи крупных промышленных городов, не имеющей возможности для частого непосредственного общения с ней. Разнообразные телевизионные программы непосредственно участвуют в распространении знаний и передового экологического опыта, способны формировать то или иное отношение к окружающему миру природы, помогают выработке индивидуальной экологической позиции. Телевидение имеет неограниченные возможности отражения насущных экологических проблем мира, страны, региона.
Осознание телевидения как средства массовой коммуникации, предполагает возможность использования в полной мере его интегрирующей, объединяющей функции. Консолидация самых разных экологических течений и движений сегодня уже немыслима без использования средств телевидения. Участие молодых людей в создании передач, посвященных природе и решению конкретных экологических задач, использование других средств телевидения в организации общения с миром природы, позволяет выявить их индивидуальные способности, интересы и, в конечном итоге, способствовать самоопределению и профориентации.
Основные цели и задачи организации развития экологической личности молодых людей, и в связи с этим психолого-педагогической организации их общения с миром природы посредством телевидения следующие: содействие процессу становления саморазвивающейся и самоопределяющейся личности, экологически развитой и «экологически перспективной»; создание условий для творческой реализации внутреннего потенциала и экологичного развития детей и молодежи в процессе общения с миром природы с использованием средств телевидения; реализация образовательного блока; организация взаимодействия с природой с использованием средств телевидения; создание духовного и социального климата, благоприятствующего самореализации личности через организацию психологически комфортного совместного проживания и контактного общения организация полноценного отдыха и досуга участников программы; организация психодиагностики и социально-психологической, кор-рекционной работы.
В организационно-методическом плане, выбор наиболее доступного и действенного способа организации взаимодействия детей и молодежи, телевидения и мира природы обуславливается задачами, которые должны быть решены в ходе реализации конкретного про-
екта, а также возможностями установления непосредственного контакта его участников с деятелями телевидения. В тех случаях, когда нет возможности вовлечения в реализацию проекта заинтересованных телевизионных структур, можно ориентироваться на программы, использующие возможность обратной связи с редакцией (новостные выпуски, молодежные телевизионные программы и др.) или на создание собственных передач, снятых портативными видеокамерами. Важно обратить внимание такие на сугубо телевизионные специальности, которые пользуются интересом, популярностью и доверием со стороны молодежи как корреспондент, ведущий программы и т.д.
В качестве примера психолого-педагогической организации развития экологической личности молодого человека и его взаимодействия с миром природы можно привести творческое объединение «Телерепортер - эколог». Выбор данной специализации не случаен: профессия телерепортера самая массовая, самая многогранная, наиболее органичная для раскрытия индивидуальных способностей участников. Выявляемые и закрепляемые личные качества участников объединения: коммуникабельность, опыт межличностного общения; правильное изложение своих взглядов, в т.ч. экологических; анализ тех или иных действий человека, события; прогнозирование экологических последствий тех или иных действий и поступков людей; выработка личных стратегий и технологий взаимовыгодного взаимодействия с природой. Тематика занятий следующая. Творческие профессии на телевидении. Экскурсия на студию телевидения: редакции и их работа. Как осуществляется телевизионная программа, «кухня» телевидения. Что может телевидение в области экологии и организации взаимодействия с миром природы. Журналистские профессии. Краткая история телевизионной экологической журналистики. Телевизионный репортер - эколог, кто он? Выбор интересной темы - залог успеха, (сбор информации, подборка актуальной и оперативной экологической информации). Работа над сценарием (как написать телевизионный сценарий, авторские находки). Журналист - эколог в кадре (практическое занятие). Интервью (особенности проведения в экстремальных ситуациях). Телевизионные журналистские расследования. Этика телевизионного журналиста. Съемка информационной телевизионной программы экологической проблематики.
В структуре молодежных проектов, ориентированных на гуманистическую идею «воспитания
природой», видное место может занимать подготовка и проведение тематического
ток-шоу. Это позволяет в интересной форме, в результате прямого межличностного
общения и общения с природными объектами (животные, растения, ландшафт и т.д.),
осуществить диалог, собрать и обработать необходимую информацию о развитости
экологических представлений молодежи, сплотить участников. Естественно, проведение
ток-шоу, которое не разочарует его участников, требует определенной подготовки.
Заранее продумывается примерный ход диалога, выводы, которые подтвердят или
не подтвердят существование единой точки зрения на общие проблемы. Ведущая роль
отводится выбору ведущего. В конечном итоге, от умения его направлять разговор
в нужное русло, задавать конкретные и своевременные вопросы, зависит успех ток-шоу.
секция"Праксис экологической психологии" к секции >>