секция "Праксис экологической психологии" к секции >>
Н.В. Филонова
3 курс, ФСК-психология, НОУ «Экопсихолог»
1. Актуальность данной работы определяется растущей важностью экопсихологических исследований и соответственно неуклонно возрастающей значимостью экологической, а так же психологической науки. В свете всего вышеперечисленного особую актуальность приобретает образовательное проблемное поле эколого-психологических исследований.
2. Объектом нашей работы является образовательное проблемное поле эколого-психологических исследований. Предметом - проблема формирование экологического сознания. Основной задачей - стремление очертить круг образовательных проблем и попытаться найти способы их решения.
В проблемное поле образовательной проблемы мы включаем несколько пунктов, которые являются разными сторонами одной многогранной проблемы.
3. Во-первых, это необходимость понимания того, что экологическое образование не может ограничиваться только традиционными, информационно-просветительскими методами обучения и воспитания. Требуется использование методов активного формирования экологического сознания, что невозможно без исследования психологических основ воспитания у учащихся способности воспринимать, переживать, мыслить и действовать как экологический субъект.
4. Во-вторых, необходимость разработки и внедрения психологических методов диагностики, коррекции и формирования экологического (экоцентрического) сознания в системе экологического образования с использованием традиционных и нетрадиционных методов обучения. В последнем случае имеются ввиду практически ориентированные методы обучения, детские экологические движения, имитационные экологические игры и др.
5. В-третьих, это потребность в развитии способностей учащихся и воспитании у них жизненных ценностей и установок гуманистической направленности требует осознанного и целенаправленного психологического и дидактического анализа и использования образовательной среды как фактора, условия и средства построения учебно-воспитательного процесса в школе и в высших учебных заведениях. В свою очередь это ставит проблему разработки психолого-дидактических и экопсихологических принципов и методов проектирования и экспертизы образовательной среды. При этом особое внимание обращается на необходимость разработки экопсихологических принципов образовательных сред, обеспечивающих развитие специальных, общих и творческих способностей учащихся «не в ущерб» их психическому и физическому здоровью.
6. Четвертой стороной проблемы является отсутствие психологических и педагогических кадров, специально подготовленных для решения вышеперечисленного круга проблем, а также образовательных учреждений, в которых осуществлялась бы целенаправленная подготовка образованных кадров. При этом встают следующие образовательные задачи: а) подготовка психологов, специализирующихся в области оптимизации взаимодействия человека и окружающей его среды (пространственной, природной, социальной, образовательной, духовной и т. п.); б) подготовка психологов, специализирующихся на психологическом обеспечении жизнедеятельности в экстремальных условиях; в) подготовка практических психологов, специализирующихся на формировании экоцентрического массового и индивидуального сознания, определяющего мышление и поведение людей по отношению к окружающей природе, к другим людям и самому себе как природному явлению.
7. Разрабатывая выше очерченные направления проблемы, мы утверждаем, что экологическое образование и воспитание представляет огромные возможности для использования психолого-педагогического, воспитательного потенциала природы. Средствами такого экологического образования и воспитания можно использовать взаимодействие с миром природы в его максимальном многообразии.
8. Мы также считаем, что все проблемы (экологические, социальные, методологические
и т. д.) тесно взаимосвязаны, и решение одной ведет за собой изменения другой
проблемы. Хотя необходимо заметить, что эти проблемы должны решаться в комплексе,
так как каждая из них является одной из сторон общей проблемы будущего нашей
планеты.
секция "Праксис экологической психологии" к секции >>